Такой души ты знала ль цену?

Предисловие к сборнику М.Ю. Лермонтова в серии «Стихи о любви» (2009).

 

В.В. Розанов в своей статье о Лермонтове высказывал ту мысль, что Лермонтов (и Гоголь), описывая вполне реальное, Днепр или Петрбург, описывает все же что-то небывалое. Но — достоверное. «Мало ли что есть на свете, мало ли чего нет в мире: Гоголь (и Лермонтов. — Е.М.) всё видит, всё знает, и если его горы не похожи ни на какие земные, то, может быть, они похожи на горы Луны или Марса. Где-то что-то подобное есть, и Гоголь мне показывает, и я плачу и благодарю, что он раздвинул мое знание, показал воочию мои предчувствия»!.

В этой черте Розанов отождествляет Гоголя и Лермонтова настолько, что пиша о Лермонтове, пишет о Гоголе. Но… сам Гоголь на безвременную смерть Лермонтова ответил горьким, и даже скорее суровым, упреком: как Лермонтов посмел не поберечь свой талант!.. Гоголь берег это свое, другое, небо и свою, другую, землю. В юности уже он сделал осознанный выбор — искусство, аскеза; отсюда — его смех и его церковность (отважимся назвать его смех церковным). А женщин Гоголь боялся, как огня, не фигурально, а буквально, он опасался вспыхнуть и сгореть от любви, и сам об этом говорил.

Лермонтов вот не боялся, точнее, он не мог по-другому. Он любил эту землю, не восторженно, а — нежно.

Человек качественно разнится с земной природой. Не станем углубляться в дебри происхождения человека как вида, но — можно при внимательном взгляде на человека допустить его неземное, инопланетное, если угодно, происхождение. Эстетика человеческого тела — иная. Отсюда противоречивое отношение человека к себе — от омерзения до обожествления, от свифтовских иеху до — до человек есть мера всех вещей. В соединении с земной природой в своей земной истории человек выполняет какую-то великую божественную задачу, оттого он разрушает природу прогрессом и созидает ее бескорыстным творчеством. Но человек в стотысячном колене — от земли, от пахучего ее грунта. Поэтому, чем явственнее он слышит горний, изначально родной, призыв, тем страстнее он прижимается к земле. Небо и земля рвут его душу на части. Отсюда так называемый «демонизм» Лермонтова: его демон и не с небом и не с землей, потому что невыносимо быть и с небом и с землей.

Что является выходом здесь? Любовь. Любовь к женщине, потому что женщина — это и земля и небо, это бесценное сокровище. Она — такая же, но она и — другая, она лучезарный выход из собственного лабиринта. И демон, поэт, Лермонтов… кидается к ней, чтобы обрести то счастье, ради которого жив человек.

 

Нет, перестань, не возражай…

Что без нее земля и рай?

Пустые звонкие слова,

Блестящий храм без божества!

Увы! отдай ты мне назад

Ее улыбку, милый взгляд,

Отдай мне свежие уста,

И голос сладкий, как мечта…

Один лишь слабый звук отдай…

O! старец! что такое рай?..

 

Но она не верит ему, она — боится его, она смеется над ним.

Кто-то подумает, что Лермонтов как гений требовал от отношений с женщиной чего-то невозможного, невообразимого. Но нет, это не так. Он просто ждал от нее смелости, смелости явить миру то чудо, которое он видел в ней, которое в ней действительно — было! (Пожалуй, это слишком просто — он мечтал, чтобы она была сама собой.) Но это чудо видел только он; и — ему не верили; то ли из-за его странной «пророческой тоски», то ли потому что не верили себе, не верили в себя за суетным искусом и житейским расчетом. То есть Лермонтов верил в то божество, которое само не верило в себя, трусило, посмеивалось над своим единственным истинным поклонником.

И вот она уже — мраморный истукан, а он — волна у нее ног, вот она уже «глупая красавица», приближение к которой — смерть.

 

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала — я тебя не знал!

 

И, быть может, уже не она, а, действительно, смерть является панацеей: когда земля берет от человека свое, а небо свое?

Но и оттуда Лермонтов согласен любить и ревность, требовать верности.

 

Без страха в час последней муки

Покинув свет,

Отрады ждал я от разлуки —

Разлуки нет.

Я видел прелесть бестелесных

И тосковал,

Что образ твой в чертах небесных

Не узнавал.

 

Что мне сиянье Божьей власти

И рай святой?

Я перенес земные страсти

Туда с собой.

Ласкаю я мечту родную

Везде одну;

Желаю, плачу и ревную

Как в старину.